В черчении плавное перетекание одной линии в другую называется «сопряжением».
В жизни тоже: одно перетекает в другое иногда так затейливо, что диву даёшься. Поступки, происшествия, знакомства закручиваются в тугую спираль.
Гёте, кстати, называл спираль «кривой жизни».
Сопряжение
- Блог
- 14, Июн 2018
- Просмотров 1832
У меня случилось на днях такое сопряжение-спираль в искусстве.
Я посмотрела в театре Вахтангова «Крик лангусты». Юлия Рутберг, которой сейчас 52, играет 77-летнюю Сару Бернар. Великая актриса пишет мемуары, диктуя их своему секретарю Питу (Андрей Ильин). Бернар, немолодая, перенесшая ампутацию ноги, сама себя называющая «изуродованным чудовищем», думающая о смерти, все же живет, а не доживает. Она смеётся и плачет, она встречает рассветы и продолжает играть, пусть и на пустынном пляже…
А следующим вечером в театре Петра Фоменко шёл спектакль «Как жаль»… 77-летняя Людмила Максакова играла в пьесе Маркеса 55-летнюю Грасиелу, которая в день своей серебряной свадьбы понимает, что «жизнь-то прошла к чертям собачьим псу под хвост»… В финале она объявляет мужу о том, что уходит от него, но так неубедительно, что зрителю понятно: останется…
Две героини подводят итоги, но как по-разному! Одна, немощная, одноногая, полна жизни и любви. Другая, гораздо более молодая и здоровая, погружена в старые обиды и торопится высказать их мужу. Зачем? Может, всё же, чтобы начать жить?
Как любопытно сопряжены оказались эти два спектакля, две героини, две актрисы. Великая магия театра — когда, выходя из зрительного зала, ты думаешь не о возрасте актрис, не о декорациях и гриме, а размышляешь о женских судьбах и характерах. О том, что нельзя сдаваться. Нельзя предавать себя. Нельзя жить в угоду общественному мнению.
Оскар Уайльд якобы рассказывал Саре Бернар, что лангуста, ракообразное, лишенное клешней и не способное к самозащите, перед гибелью издает звук, похожий то ли на смех, то ли на крик. Каждый выбирает для себя: смех ли то над смертью или плач по жизни…