Колизей и кошки
- Очерки
- 8, Янв 2017
- Просмотров 4259
В Колизее огромное количество людей. Понятно: один из главных символов Рима. Люди карабкаются снизу вверх, пытаясь представить себе бои гладиаторов и сражения со зверями, кровавые драмы, которые разворачивались здесь.
Потом люди спускаются на Форумы и бродят среди руин, дорисовывая в воображении здания и храмы.
Руины шершавые, холодные, равнодушные. Они видели столько, что не осталось сил на эмоции.
Место гибели Юлия Цезаря -другое. Оно в стороне от главных туристических мест, на Torre Argentina, и людей здесь нет. Зато есть кошки.
Спускаемся вниз по лестнице — буквально в глубь веков, ниже уровня земли, к раскопкам — и попадаем в кошачий приют, который размещается здесь с 1993 года. Кошек тут лечат, кормят, любят, и они, как настоящие хозяйки, разгуливают по древнеримским развалинам. Сидят на ступенях бывших храмов, забираются на остатки колонн. Кошки — существа мистические. Возможно, в прошлых своих жизнях они видели, как 58-летний Цезарь шёл в Сенат, не послушав жену-провидицу, как все его бывшие соратники один за другим протыкали его стилусами — палочками для письма, а он перестал сопротивляться только когда увидел среди убийц Брута, к которому относился как к сыну.
«И ты, Брут? И ты, дитя моё?»…
Вечная история предательства. Вечный город — не исключение.
В Риме вообще надо быть внимательным. Здесь на каждом шагу история, древность, памятники, артефакты. Иногда в буквальном смысле под ногами. Идёшь по улице, вымощенной небольшими булыжниками, — и спотыкаешься. Прямо перед входом в дом — несколько металлических табличек, почти сливающихся с булыжником. На табличках понятное без перевода: «Leonello Di Consiglio. Nato 1906. Arrestado 11.5.1944. Morto 29.9.1944. Auschwitz».
Из этого дома их увели. И они уже никогда не вернулись — ни сюда, ни куда бы то ни было вообще.
Аушвиц, Освенцим — это тоже уже история. Во время холокоста в Италии погибло 15 процентов евреев.
А таблички сделаны художником из Германии.
Посильнее многих больших монументов.
«Чем был бы Рим иначе? гидом,
толпой музея,
автобусом, отелем, видом
Терм, Колизея.
А так он — место грусти, выи,
склоненной в баре,
и двери, запертой на виа
дельи Фунари».